Лара Покровская
психолог, травма-терапевт

Бросать учебу нельзя! Или можно? Часть 1.

14.12.2020 12:36 18

Села составила список незавершенных на данный момент обучалок. Попутно порефлексировала. Хочу поделиться с вами своими мыслями. И буду рада, если поделитесь в комментариях тем, как это устроено у вас.

***

Для меня сейчас не составляет труда «бросить» начатое, я давно дала себе это право и мне с ним хорошо. Так год назад фтопку отправилась учеба на курсе клинической психологии.

Пишу это, и в голове начинается «концерт». На разные голоса звучит мысль: так нельзя, опомнись, это неправильно и вообще ктоизтебявырастет. Хор исполняет партию «Легкомысленное отношение» из оперы «Да что же с тобой не так?!».

«Ой… Целый семестр отучилась… Не жалко бросать?»

«А что, тяжело? Осталось же 2 семестра всего да практика в клинике… Может, потерпеть? Не так много ведь…»

« А вдруг потом пожалеешь?»

«Ну как же так… Ты же хотела…»

И молчаливый «мягкий» укор. Едва заметно. 

Это беспокоится мама.

Привет, мам, слышу тебя. Как дела? Что поделываешь?

Ага, слышу, что волнуешься за меня. Ага. Точно за меня? Или про «что люди скажут?» Потому что мне уже 48, а тебе и того больше - тебе точно не пофиг, кто там что говорит? Ну, мне жаль, что этим «всем» нечем заняться. И жаль, что ты так переживаешь. Но у меня все ок, и слушать я это больше не хочу, так что сменим тему. Давай о погоде, ок?

Мамина негромкая музыкальная партия чередуется с резкими вбросами папы. Он звучит… оглушающей тишиной. А что с такой как я разговаривать? Есть другие, более достойные – умные, подающие надежды (и – важно! – их оправдывающие), следующие верной дорогой. Те, кто не они – не существуют. Точка. Недостойны каких-либо реакций. Даром что свои собственные дети.

Как жаль, пап… Меня для тебя нет? 

Тишинаааа…

Я даже знаю, что нужно, чтобы ты меня замечал. Нужно либо быть тебе полезной (что-то для тебя делать, что тебе важно), либо что-то из себя представлять (поступить в престижный вуз, работать на крутой работе, обязательно требующей недюжинного интеллекта). Всегда это чувствовала и было горько. А сейчас, даже если бы захотела, не смогла бы сделаться для тебя «кем-то» - тебя больше нет. И мне даже не сказать тебе о своей боли невидимости.

Ладно.

На бэк-вокале воспитатели детского сада, школьные учителя, соседки всех мастей. Кто головой качает, кто языком цокает, кто глаза таращит от удивления. А кому-то просто нет дела до моих дел. Такая вот разношерстная толпа, попавшая в этот хор по разным причинам.

Что, недовольны? Ну и хрен с вами.

Я научилась уходить оттуда, где мне неинтересно, скучно, где мне не хочется находиться. Из гостей или из учебного заведения, с вебинара или из группы в фейсбуке. Кому-то другому в том же месте, возможно, очень даже. И может место это считается огого каким крутым. Но если мне там не айс – то зачем?

И да, иногда бросать жалко. Я ведь и правда целый семестр отучилась – потратила свое время, свои деньги, свои силы. 

Взамен приобрела опыт. Приобрела новые знания о себе. Например, о том, что клиническая психология мне неинтересна (по крайней мере сейчас). Что да, знать бы хотелось (полезно), но изучать – нет. Что тратить свое драгоценное время на учебу при плохой организации процесса учебной частью – мне невыносимо. Я не готова делать это.

Пожалею ли я потом о том, что «бросила»? Вряд ли. Я же не с бодуна сделала это, не в несознанке была. Это осознанно принятое решение, чего ж тут жалеть? Если когда-нибудь я пойму, что мне таки нужны знания клинической психологии – значит, пойду снова учиться. В другое учебное заведение, скорее всего. В поиске шанса на другую организацию процесса (но без особой надежды на это).

И, заключительный припев:

Бросать то, что не нравится, – можно.

Уходить оттуда, где плохо, - можно.

Выбирать себя, а не чужое мнение, социально одобряемое действие и что угодно еще – можно.

И, главное: СО МНОЙ ВСЁ ТАК.


Текст: Лара Покровская, психолог.

Продолжение следует.