Лара Покровская
психолог, травма-терапевт

Бросать учебу нельзя! Или можно? Часть 5.

18.12.2020 05:58 9

Я грущу, что папа мог бы мной гордиться только благодаря достижениям (престижу), а мама не верила в меня и что ей было так страшно про то «что люди скажут», что эта тревога не давала ей видеть меня, мои желания и мечты. Что не было поддержки. Что не на что было опираться. Что приходится самой, одной выгрызать себе своё. Свои базовые права. Свои выборы. Свой Путь.


И мой путь – он не про МГУ, так уж вышло. Разошлись мы с этим вузом давно и, думаю, навсегда.

И я – обычный психолог, с обычным образованием. Я складываю свою знаниевую опору из пазликов, получаемых в разных учебных заведениях и у разных людей моей профессии. И эти пазлики – самые обычные, не крутые (хотя как сказать, как сказать… для меня – крутые, ах и вау и вообще! Иначе я бы за ними не охотилась), но очень мне нужные, полезные, любовно мною выбираемые и встраиваемые в практику.

Я обычный психолог. Я пришла в профессию «поздно» (как многие из моих коллег, кстати). Мое второе высшее образование даже не психологическое, а психолого-педагогическое (мне тогда это было важно, вот эта педагогическая часть). И да, я жалею о том, что было мало психологической составляющей в институте (меньше, чем мне бы хотелось, меньше, чем на психфаке), но, с другой стороны, я рада, что увидела разницу подходов – психологического и педагогического – к ребенку, к человеку. Как к Субъекту и к Объекту. Как к Личности и к тому-кого-надо-корректировать-чтобы-вписывался-в-нормы. (и я утрирую немного, но лишь отчасти).

Это разница между научить видеть возможности и выбирать из них – и брать что дают, глотать это и на выходе показывать пустую тарелку (молодец, съел кашу, садись, пять).

И что удивляться моему пути, если и мама моя, и папа (и бабушка :)) – школьные учителя? С тем самым подходом к обучению, к воспитанию. К жизни.

Я знаю, что педагоги сейчас разные (да и раньше изредка встречались уникальные Личности). Слава Богу, изменения происходят, и я очень этому рада! И среди моих друзей такие («непедагогические педагоги») есть. И мне ценно видеть это, и соприкасаться, и детей своих соприкасать. Но, к сожалению, все еще (и, думаю, еще очень долго так будет) в основном разница сохраняется в подходах именно та, о которой я написала выше. Мир меняется, но медленно. И я рада быть причастной.

И да, увы, но и психологи есть с таким вот «педагогическим» подходом. Не понимаю, why, но это так.

И, знаете (вернусь от педагогов к себе :) ), я могу сколько угодно понимать головой, что МГУ – просто вуз. Что в другом вузе образование может быть не хуже. Что те же МГУшные преподаватели преподают и в других местах. Что сейчас у МГУ репутация не совсем уже такая как раньше. Что не все то золото, что хочет им казаться. И что угодно еще. И, делая выбор из своей взрослой осознанной части, я выбираю не МГУ. Именно с точки зрения пользы для профессии – выбираю не МГУ.

Но маленькая девочка внутри меня все так же переживает, что не сложилось. Не смогла. Не оправдала. Не…

И мне страшно – вдруг так будет всегда. Но, даже если вдруг да, - главное, чтобы это не влияло на мои выборы. Чтобы они делались не из тревоги, не из страха «что люди скажут» и какой меня сочтут, а – из моего интереса. Сейчас так и происходит.

И если отвлечься от «у серьезного психолога должна быть серьезная база», то мне нравится мой путь из пазликов. Потому что этот ковер я тку сама. Сама выбираю каждую ниточку, сама вяжу каждый кусочек. Так, как мне нравится. Так, как мне кажется важным, полезным, как мне интересно.
Мне нравится работать, сочетая разные подходы, техники, методы.
Используя в данный момент то, что «просится», что, как мне кажется, зайдет конкретному клиенту. Нравится вот эта ширина (и тут же Внутренний Критик со своим «глубина нужна, глубина знаний, серьезных знаний, а не вотэтовсе»). Здесь мы с Критиком расходимся во мнениях :) У него свое, у меня свое.

Надеюсь, что смогла этой серией постов кого-то поддержать на выбранном пути. Знаю, как порой это нелегко – начинать идти «поздно», не тянуть «учебу в серьезном заведении», не мочь совмещать детей с тоннами доп.литературы и прочим «серьезным подходом», да и просто выбирать что-то иное чем общепринято, что социум считает «наиболее верным». Тяжело отличаться, позволять себе не мучиться стыдом из-за этого. Тратить деньги на свою учебу (особенно если – о ужас! – в процессе поймешь, что не готов (пока? совсем?) работать по профессии.

Не у всех так. Кому-то повезло расти в других детско-родительских отношениях. Вырасти с адекватной самооценкой, с ощущением самоценности. С присвоенными себе ("выданными родителями") в детстве базовыми правами.

А кто-то, быть может, нажил себе вышеперечисленное в психотерапии. Ну, в каком-то объеме, по крайней мере.

Но есть и те, кому очень тяжело идти этот путь. Я точно знаю.

Это мои клиенты, это мои друзья и подруги, мои родственники и, конечно, я.

И мы обязательно прорвемся! Может и не дойдем до Большой Цели, но пройдем часть пути. И нашим детям будет идти уже легче. А их детям – еще легче. Потому что это поколенческая задача – лечить травмы и менять жизнь.

Текст: Лара Покровская, психолог.